В Интернете я наткнулся на статью «8 признаков хорошего репетитора». Не стану приводить эти признаки. Каждый может легко посмотреть их сам. Статья находится на первом месте в выдачи Яндекса.
Эти восемь признаков (а их легко продолжить хоть до сотни) само собой разумеющаяся банальность. А вот главный признак там не назван: репетитор должен быть талантливым человеком. Если бы в указанной статье присутствовал бы этот признак репетитора, а всеми людьми учитывался бы именно редко встречающийся талант Учителя, то приводимая посредническими сайтами многомиллионная армия так называемых репетиторов свелось бы к тысячи настоящих репетиторов. Далее речь пойдет лишь о репетиторах по русскому языку и литературе.
Кого не надо выбирать в репетиторы своему чаду
1. «Гроссмейстеров» по части «врожденной грамотности». Это мошенники. 2. «Многостаночников», то есть тех, кто занимается репетиторством по нескольким предметам. 3. Экспертов ЕГЭ. Это приспешники разрушителей лучшей в мире системы образования. 4. Выпускников факультета РКИ (Русский язык иностранцам). 5. «Чемпионов», у которых ежегодно десять человек получают 100 баллов на ЕГЭ. 6. «Продвинутых», у которых множество положительных отзывов.
Когда репетитор предварительно выбран
Вы тщательно готовить к телефонному разговору с репетитором. Кратко формулируете причину звонка. Внимательно вслушиваетесь в ответы. Можете задавать репетитору вопросы (желательно не очень много), но не приведи господь устраивать ему экзамен на знание школьных правил, чем частенько грешат самонадеянные «умницы», начитавшись в Интернете благоглупостей. На этом общение с репетитором может тут же завершиться. Со школьными правилами знакома любая школьная учительница, что не делает ее настоящим репетитором. Важно, чтобы репетитор вник в вашу проблему и согласился оказать помощь. Если ваше общение получилось обещающим, договоритесь о времени встречи.
Первая встреча с репетитором
Желательно на первую встречу придти обоим родителям. (Лично мне нравится знакомиться со всеми родственниками ученика). Репетитор – очень любопытное существо. Он незаметно для ученика и его родителей изучает их всех. Конечно, ученик и родители тоже изучают репетитора, но репетитор устроен так, что в момент встречи у него появляются дополнительные органы восприятия (например, глаза на затылке или еще три пары ушей). Ему очень важно проникнуть в истинную причину прихода посетителей. Для наглядности приведу простенький пример. Передо мной папа. Он очень красивый и знает об этом, а потому «фасонистый». У мамы чудные глаза, взгляд пронзительный, голова вскинута высокомерно. Мама занимается бизнесом, она авторитарна. Мальчик, восьмиклассник, выглядит младше своих лет и неуверенным в себе. Оба родителя им недовольны. Они считают сына ленивым, очень рассеянным. Диктанты пишет на двойку. Он даже не записывает полностью домашнее задание. Он ничего не успевает… Я улыбаюсь ребенку. У него от радостного удивления губы растягиваются до ушей. Сажаю его за компьютер, чтобы тест рассказал о его памяти. Память оказалась не отличной, но очень хорошей. Папа на это откликнулся с гордостью, что сын любит читать стихи и легко запоминает их наизусть. Я с радостью слушаю выразительное чтение мальчика. Потом мы пишем коротенький (5-6 предложений) диктант. Незаметно для ребенка и его родителей я засек время. Ошибок в диктанте оказалось в самом деле многовато, но главное – он, восьмиклассник, написал диктант со скоростью шестиклассника, выводя слова слишком большими для его возраста буквами. В итоге получалось, что пока он записывает одно слово, его одноклассники успевают вывести два слова. Поэтому и диктант он писал с большими пропусками, а вовсе не из-за рассеянности, как считали родители. Проблемы у ребенка начались года два назад. Родители, слишком занятые друг другом, это просмотрели. Я их успокоил, сказав, что поезд не ушел, что понадобится три-четыре месяца, чтобы нагнать класс. Еще через год их «рассеянный» сын на голову перерос весь класс по русскому языку и литературе. Что касается подготовки к ЕГЭ по русскому языку, на это у нас ушло всего два занятия, а баллов он набрал выше крыши для поступления на бюджет. Поступил сразу в три вуза. В каком из них учиться было решено на семейном совете. А вообще главная цель первого занятия – выявить насколько ученик и репетитор подходят друг другу. Если они станут друзьями, успех гарантирован.
Девушки или юноши
Казалось бы, здесь нет никакой проблемы. И девушки и юноши – это дети. А значит, и подход к ним должен быть одинаковым. Ведь в школах и девушки и юноши учатся вместе. И это очень правильно! Их совместное обучение приносит огромную пользу. Но я сейчас веду речь об индивидуальном обучении, где разница между девушками и юношами весьма чувствительна. 1. Некоторые девушки и юноши врунишки. Но первые в этом компоненте заметно превосходят вторых. Девушка, в пятый раз не выполнив домашнее задание, весьма артистично рисует уважительную причину: вчера она была на именинах подруги, на голову которой бабушка уронила вазу с конфетами; ваза раскололась, и один осколок стекла проткнул череп подружки. Надо было бежать за Скорой помощью; на это ушла масса времени, поэтому она не успела выполнить домашнее задание. Я, конечно, утрирую. Но если привести некоторые всамделишные оправдания моих учениц, то возникнет подозрение, что я рассказываю анекдоты. Юноши, когда они второй раз занимаются сочинением оправдательных историй, чувствуют себе неловко. Я задаю им в этих случаях вопрос: кем они хотят вырасти, мужиком или бабой? Все хотят стать настоящим мужчиной. Я им и говорю, что мужчиной стать трудно: надо будет поддерживать постаревших родителей, содержать свою семью, которая обязательно появится, а еще на случай войны идти на фронт… На следующее занятие юноша приходит уже другим: собранным и еще более красивым. 2. Репетитор не только учитель, он и воспитатель. Из моих девушек я обязан воспитать прекрасных дам, из юношей – настоящих рыцарей. В силу понятных причин мне второе сподручнее. С юношами я могу говорить на любые темы. А с девушками некоторые темы для меня запретны. 3. Девушки-старшеклассницы очень влюбчивы. Свои неудачи на любовном фронте они воспринимают как катастрофу. Еще бы: вчера моя ученица увидела, что ее парень целуется с другой девушкой. Мое отцовское чувство говорит, что очень хорошо, что она увидела эдакое. Иначе она еще долгое время не знала бы, что этот юноша не достоин ее любви, очень красивой и умной девушки. Эти слова действуют. Ребенок перестает плакать. Личико просветляется. Но становится не до «Антовских яблок» Бунина. С юношами разговоры на подобную тему возникают значительно реже. 4. Ни на одно мгновение не надо забывать, что девушки подвержены конформизму. Их мышление менее свободно, чем мышление юношей. К девушке следует подходить с глубоким сочувствием и заботой. Беречь ее психику. Сегодня она девушка, завтра – наша мама. На девушку уходит очень много эмоциональной энергии. 5. Юноши более благодарный народ, чем девушки. Девушки, хотя и клянутся в вечной любви, но чуть ли назавтра после прощания почти все обо мне дружно забывают. Некоторые юноши поддерживают со мной связь годами. Мне это приятно. 6. Один из моих знакомых в шутку сказал, что за занятие с девушками следует брать гонорар вдовое больше. Но это, подчеркиваю, шутка. Правда заключается в том, что и девушки приносят большую радость. Девушки очень старательны. Девушки любят учиться. Порой кажется, что они готовы учиться всю жизнь, хотят получить не один, а пять, десять, сто дипломов о высшем образовании. Не могу не привести еще одну черту девушек, которая неоднократно вызывала у меня улыбку. Как-то во время занятия без стука открылась дверь в мою комнату, и я услышал очень неприятное сообщение. Когда дверь закрылась, моя четырнадцатилетняя (!) ученица все разложила по полочкам и успокоила меня заботливым тоном матери. Девушки вовсе не зря играют в детстве в куклы. Случалось, что я становился для них большой куклой. Когда они уходили после окончания занятий, я порой представлял своих учениц маленькими девочками, играющими в куклы.
Программа занятий для каждого ученика должна быть своеобразной
Суть не только в том, что одному ученику надо подготовиться к итоговому сочинению, другому – к изложению для ОГЭ, третьему – ликвидировать отставание от программы и т.д. Правила подготовки к ЕГЭ по русскому языку или подготовки к ОГЭ по русскому языку, или требования, предъявляемые к сочинению на ЕГЭ – стандартные. А вот ученики, которым предстоит пройти эти испытания, разные. Разные, прежде всего, по своим способностям, разные по своему характеру, разные по степени подготовленности, разные по мотивации. Правильный подход к ученику, точно выбранная программа не только гарантируют успех, но и, а это очень важно, украшает занятия, увлекают обучающегося, дают ему ощущение их необходимости и пользы. Идет встречная работа. Ученик как бы начинает учить репетитора. Значит, материал освоен. Завтра можно идти в бой.
Репетитор по русскому языку
|