«Мертвых душах» Гоголя большое место отдано картине жизни крестьян, потому что писатель поставил перед собой грандиозную задачу показать всю Россию, основную часть населения которой они и составляли.
В поэме их мир описан очень образно. Для создания величавых образов крестьян автор прибегает к фольклорным традициям, а вместе с ними использует и достижения всей русской культуры. Через всю поэму проходит мотив русского богатырства (это стержень темы народа в поэме). Мотив русского богатырства возникает почти незаметно в первой главе (упоминание о «нынешнем времени», «когда и на Руси начинают уже выводиться богатыри»), и затем развивается до подлинного апофеоза в финале в лирическом отступлении о птице-тройке («здесь ли не быть богатырю»). Богатырские души - это истинно живые души, они противопоставлены мертвым душам помещиков и чиновникам. Они присутствуют в речах персонажей, словно присутствуют на этом свете. Например, Собакевич, желая продать Чичикову своих мертвых душ подороже, их нахваливает. Чичиков говорит, что они же мертвые, но Собакевич, взглянув на портрет Багратиона, отвечает, что они не чета ныне живущим, которые по сравнению с ними мухи. Вообще, тема 1812 года, когда русский народ доказал, что он богатырь, постоянна в "Мертвых душах". Вся седьмая глава фактически посвящена народу. Чичиков после своего жуткого приобретения приезжает в город, начинает рассматривать списки, воображает биографии купленных им крестьян, биографии, которые создаются на основе народных песен (бродяжьих, ямщицких, бурлацких, разбойничьих). Седьмая глава заканчивается символически. Петрушка и Селифан храпят богатырским храпом, Чичиков им отвечает тонким носовым свистом (ассоциация с богатырем Ильёй Муромцем, который тридцать три года спал, а потом совершил героические подвиги). В «Мертвых душах» Гоголь прибегает к народному, карнавальному смеху. Русский карнавал - это масленица, поэтому Гоголь создает ассоциации с масленицей целым рядом образов и приемов. Во-первых, появляются, как на масленицу, ряженые: Плюшкин - не мужик, не баба; вывеска в городе «Иностранец Иван Федоров», Собакевич подсовывает Чичикову вместо мужика бабу, но с фамилией Воробей (Лизавета Воробей). Во-вторых, на ярмарке обязателен медведь, и Собакевич - настоящий медведь. В-третьих, блинами, также одной из главных особенностей русской масленицы, у Коробочки кормят Чичикова. В-четвертых, народный театр марионеток (Манилов и Чичиков соревнуются в любезностях, кому пройти первому в дверях, и дергаются, как марионетки; Собакевич и Чичиков пытаются одновременно вырвать друг у друга купчую и деньги, так как не доверяют друг другу; лакея Чичикова зовут Петрушка, а Петрушка — обязательный персонаж народного театра). В народном театре обязательно были противоположные пары юмористов, например, толстый и тонкий, высокий и низкий, а у Гоголя такими противоположностями являются, например, Ноздрев и его зять Мижуев. В «Мертвых душах» Гоголь изобретает и другой способ создания образов крестьян. Вокруг каждого помещика образуется характерный для него мирок, накладывающий печать и на крестьян, обитающих в этом мирке. И хотя в этом случае отсутствует описание самих крестьяне, лишенных таким образом своей человеческой сущности, что лишний раз подчеркивает их крепостную зависимость, но мы можем ярко представить существование крепостных по их жилищам. судить о них по их жилищам. У Манилова, например, "темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы". В поместье Коробочки уже иные избы, которые, по ехидному замечанию Чичикова, « показывали довольство обитателей". Крестьянские жилье в угодье Собакевича "плохо скроенное, да крепко сшитое". Избы крестьян Плюшкина, обветшалые. После описания усадьбы Плюшкина закономерно предстает аллегорический мир умерших или беглых крестьян. Обитатели аллегорического мира очень сильно превосходят своих хозяев во всех отношениях. Вспомним торг Чичикова с Собакевичем, который создает «рекламу своему товару», умершим крестьянам. После омерзительного хвастовства Собакевича, описывающего своих умерших крестьян, он, через меру хваткий и хитрый собственник, опускается в наших глазах до трупного червя. И тут аллегорический мир предстает перед нами с иной стороны. Он, словно по волшебству, преображается, становится как бы миром живых, а мир живущих в свое удовольствие помещиков становится миром живых мертвецов. После этого и оттеняется, так называемый, «центральный» мир. Он появляется еще в самом начале поэмы, однако ее сюжетная линия не часто соприкасается с ним. Сначала он почти не заметен, но затем вместе с развитием сюжета раскрывается и описание этого мира, переходящего в величавую песнь всей Руси, «птицы-тройки. В огромном пространстве великой поэмы Гоголь превозносит крестьян, слагает в их честь величальные тексты. Но и крестьяне у художника-реалиста далеки от идеала. Вспомним, что их описание начинается с разговора двух умельцев, обсуждающих технические возможности экипажа, въезжающего в город NN. С одной стороны, их разговор отдает праздностью, бесполезностью, а с другой – оба они отлично наделены знанием по части строения экипажа. Но праздность, бездеятельность. При все при том основным мотивом поэмы Гоголя – прославление простого русского человека, прославление России: "Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине души моей; неестественною властью осветились мои очи: у! Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! - Русь!"
Репетитор по русскому языку
|