Добролюбов назвал «Грозу» «самым решительным произведением Островского». Среди всего написанного Островским «Гроза», несомненно, лучшее произведение, вершина его творчества. Это одно из прекраснейших созданий русской драматургии, стоящее в одном ряду с «Горе от ума», «Ревизором», «Борисом Годуновым».
С потрясающей художественной мощью изображает Островский уголок «темного царства», где бессовестно и безнаказанно попирается в людях их достоинство. Главными притеснителями в пьесе являются Дикой и Кабаниха, одно прозвание которых произносит неприятно. Внутренне они очень похожи, но некоторое внешнее различие присутствует в их характерах. Кабаниха ханжа и лицемерка. Под маской благочестия она, «как ржа железо», поедом ест своих домочадцев, совершенно подавляя их волю. Кабаниха вырастила безвольного сына, хочет контролировать каждый его шаг. Она даже мысли не допускает, что Тихон может самостоятельно принимать решения, не оглядываясь на мать. «Поверила бы я тебе, мой друг,— говорит она Тихону,— кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят». Кабаниха не только сама унижает людей, она обучает этому и Тихона, заставляя его мучить жену. У этой злой старухи все на подозрении. Не будь она так свирепа, не кинулась бы Катерина сначала в объятия Бориса, а потом — в Волгу. Если Кабаниха обычно действует «политично», а то и просто из-под тишка, то Дикой собакой набрасывается на всех. Кудряш, правда, уверен, что «мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили». И это совершенно верно. Однако Дикой не встречает должного сопротивления, поэтому подавляет всех, держит в страхе не только собственное семейство, но и весь город, что хорошо прокомментировал Кулигин: «В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба». За Диком капитал, который и является основой его бесчинств. Для Дикого есть только один закон — деньги. Ими он определяет «ценность» человека. Ругань для него обычное состояние. Про него говорят: «Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. Ни за что человека оборвет». Кабаниха умнее Дикого. Она еще богаче его, за что тот уважает и побаивается ее. Но на ругань она сдержана. У нее властные интонации. Каждое ее слово, оброненное тихо, звучит как приказ. Кабаниха в отличие от Дикого понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет. У Дикого же патологическая любовь к деньгам. В них он видит основу своей безграничной власти над людьми. Причем для него все средства хороши в добывании денег: он обсчитывает горожан, «ни одного путем не разочтет», у него из недоплаченных копеек «тысячи составляются», совершенно бессовестно присваивает себе наследство племянников. Но у Дикого и Кабанихи намного больше сходства, чем различий. Косточка у них собственно одна и та же. На необразованности Дикого драматург не заостряет внимания, видимо, считая, что о многом говорит само имя этого темного человека. Дикой ничего не хочет слышать о науке, изобретениях, улучшающих жизнь. Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. Кабаниха же по-своему любознательна, предстает в свете своих пристрастий к особого рода «познаниям». Тупая, невежественная, считающая паровоз «огненным змием», она окружает себя такими же мракобесами, как и сама. Ее умственные интересы не идут дальше нелепых рассказов бродячих богомолок о странах, где «люди все с песьими головами». В облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комического. Он всех пугает, но кое-кому от его угроз не страшно. Кабаниха же с ее хитростью, лицемерием, неумолимой жестокостью и жаждой власти страшна всамделишно. Она самая зловещая фигура в городе. Она прежде других и является причиной разыгравшейся драмы. Но и она, умелая охранительница темных нравов, кажется, просчиталась в своей жестокости. В финале драмы бегут в другие края Кудряш и Варвара. Привычная для Дикого и Кабанихи почва стала шататься. Старый мир, «темное царство», начинает подгнивать, остается без молодых людей, то есть без будущего. Появляется смутная надежда на перемены. В этом основной пафос «Грозы». Добролюбов считал, что в этой пьесе изображено не только невежественное купечество города Калинина, маленького уголка на безгранично любимой Островским Волге, но и весь крепостнический строй. Протест, выраженный драматургом, критик распространял на всю огромную Россию: «Русская жизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе» на решительное дело». Очевидно, что это «дело» еще не восторжествовало, потому что и Дикой, и Кабаниха продолжают вести «свое дело».
Репетитор по русскому языку
|